Сад Академии художеств
http://sa.uploads.ru/FJCRd.jpg

Описание

Сад при Академии художеств расположен в квартале, занятым к 1750м годам Морской аптекой и домом Головкина. В 1758 году в доме Головкина начали заниматься ученики Академии, в саду практиковались будущие художники. В 1764-1788 годах велось строительство здания Академии художеств, при котором был разбит сад.
Устройство сада началось в 1768 году главным садовым мастером Х. Эклебеном. В 1776 году здесь был вырыт пруд для купания.
По предложению президента Академии художеств А. Н. Оленина в саду должны были быть построены четыре портика, напоминающие архитектуру Древнего Египта, Древней Греции, Персии и Рима. За этот проект взялся Александр Павлович Брюллов, который составил чертежи портиков. Однако идея Оленина так и не была реализована. Из общего замысла был реализован Садовый корпус с греческим портиком.
В 1844 году К. А. Тоном была разработана схема регулярного Академического сада. А. П. Брюллов в 1847 году предоставил новый план, по которому и дошла до настоящего времени планировка сада. Здесь были проложены дорожки, установлена ограда, а в 1847 году на перекрёстке центральных аллей появилась гранитная колонна. Этот монумент являлся запасной колонной для интерьера Казанского собора. Колонну высекли на тот случай, если что-то произойдёт с другими. Ничего непредвиденного не произошло, и архитектор собора А. Воронихин передал колонну Академии художеств. В 1807 году она была установлена в круглом дворе Академии, в 1817 году была заменена гипсовой моделью памятника Минину и Пожарскому. В 1847 году колонне нашёл применение А. П. Брюллов, установив её в саду Академии.
Первоначально по проекту Воронихина колонна венчалась шаром. После её установки в саду А. П. Лялиным шар был заменён на символ искусств - лиру. Римско-ионическую гранитную капитель заменили бронзовой.
С севера сад ограничивают три академических корпуса. Средний - здание рисовальных классов. Со стороны 3-й линии по проекту А. П. Брюллова был построен профессорский флигель, со стороны 4-й линии - литейный корпус, построенный Андрияном Захаровым. Именно в этом литейном корпусе были отлиты памятник Крылову в Летнем саду, кони Клодта для Аничкова моста, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора. С восточной стороны сада в 1862-1864 годах по проекту Ф. И. Эппингера построен дом №2/А по 3-й линии. Здесь работают мастерские, в которых были созданы мозаики для Исаакиевского собора.
В 1890 году по проекту В. А. Кенеля была сооружена металлическая садовая ограда с воротами. В 1897 году в юго-западном углу сада построена Батальная мастерская, где создавались этюды с натурщиков верхом на конях.


Александровский парк

Описание

Территория Александровского парка с момента основания Петропавловской крепости в 1703 году являлась её гласисом. Даже после окончание Северной войны в 1721 году этот участок долгое время не застраивался.
Впервые устройством здесь парка озаботился император Александр I, поручивший составить такой проект архитектору А. Менеласу. Однако реализован он не был. Следующая инициатива устроить здесь парк принадлежит министру финансов (1823-1844) Егору Францевичу Канкрину. По долгу службы он часто бывал в Петропавловской крепости, где находится Монетный двор.
В январе 1842 года Канкрин во время доклада царю попросил разрешение на устройство парка "как для украшения сего места и дороги на Каменный остров, так и на пользу публики". В ответ он был ознакомлен с работой Менеласа. Этот проект показался Канкрину дорогим, так как предусматривал срытие Кронверка. Составить новый проект министр поручил архитектору своего ведомства - Антону Матвеевичу Куци, кроме того он сам принял непосредственное участие в этой работе.
Уже на следующем докладе Николаю I были предоставлены рисунки, чертежи и сметы. Для реализации задуманного Канкрин не стал просить у императора денег, в расход должны были пойти сбережения министерства. На переустройство всего гласиса этих средств не хватало, потому проект касался лишь его восточной части. В феврале 1842 года проект императором был утверждён.
Новый парк передавался в ведение Монетного двора. Министр часто навещал стройку, лично с садовником Гусевым составлял список необходимых здесь деревьев, кустарников и трав. Купчихе Отто Канкрин утвердил цены и меню открывающегося здесь ресторана (водка и ликёр по 5-10 копеек рюмка). Здесь также предусматривались заведения минеральных вод. Внутри парка провели круговую дорожку для езды верхом, рядом - пешеходную дорожку. На территории были установлены беседки, домик-кофейня, песочницы для детей. В память о императоре Александре I парк назвали Александровским.
В Александров день в Александровском парке проходили народные гуляния. Первое из них - 30 августа 1845 года.
Оставшаяся часть гласиса Николаем I была передана в ведение Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Только что назначенному главноуправляющему графу Петру Андреевичу Клейнмихелю императором было поручено "на эспланаде против Петропавловской крепости устроить парк" и "при этом случае проложить дорогу к Тючкову мосту для соединения сего парка с устроенным уже Петровским парком...".
К 1843 году граф предоставил императору составленные старшим городским архитектором А. М. Ливеном чертежи и сметы. Проект был утверждён, однако денег на реализацию из казны не выделялось. Работы должны были финансироваться за счёт городских доходов и резервов ведомства путей сообщения.
Таким образом, две части Александровского парка устраивались одновременно двумя разными министерствами. Министерство финансов особой нужды в средствах на проведение работ не испытывало. А графа Клейнмихеля подвёл его личный враг министр внутренних дел Л. А Перовский, который отказался делиться с главноуправляющим доходами Санкт-Петербурга, утверждая что "сих доходов едва достаточно для удовлетворения необходимых расходов города". Только своих сбережений ведомству путей сообщения явно не хватало. Таким образом, к моменту открытия восточной части Александровского парка, другая часть была устроена лишь до Введенской улицы.
В августе 1847 года Николаем I был утверждён проект дальнейшего развития Александровского парка, который должен был соединиться с Петровским. Работы успели довести до берега Невы, стала подготавливаться территория за Кронверкским проспектом. Однако после начала русско-турецкой войны и смерти Николая I реализация проекта была остановлена.


Александровский сад

Описание

Александровский сад, площадью в 10 гектар, окружает здание Адмиралтейства. Он объединяет Дворцовую и Сенатскую площадь.
При строительстве Адмиралтейства, пространство вокруг него стало так называемым "гласисом". Это специально очищенное от растительности пустое пространство, которое не позволяет врагу подойти к крепости незамеченным. Здание верфи-крепости было окружено земляным валом и рвом. После утраты Адмиралтейством значения крепости, фортификационные укрепления остались, а на месте гласиса образовалось пространство, называемое Адмиралтейским лугом.
С 1740-х годов часть Адмиралтейского луга вдоль главного фасада Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок. Здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки. К середине XVIII века крепостной канал значительно загрязнился, стал скапливать сточную грязную воду. Императрицей Елизаветой Петровной было приказано регулярно этот канал чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II.
При Павле I фортификационные укрепления были приведены в порядок. Вал даже стал несколько выше, его покрыли дёрном.
Император, Александр I, в начале своего правления решил устранить крепость в центре Петербурга. Здание Адмиралтейства было перестроено в более соответствующем центру столицы империи стиле. Перед началом реконструкции в 1805 году архитектор Захаров окружил Адмиралтейство широким бульваром. Он стал чрезвычайно популярен у петербуржцев, особенно в холодную и ветреную погоду. Деревья здесь защищали от ветра, тогда как вокруг было огромное открытое пространство парадных площадей. Ещё со времён Екатерины II с башни Адмиралтейства звучала роговая музыка. Она продолжала играть и для прогуливающихся по бульвару. Эта традиция угасла лишь при Александре III. Историк П. Н. Столпянский так описывал променад:
"Адмиралтейский бульвар был центром, из которого распространялись по городу слухи, и чем невероятнее и нелепее был слух, тем скорее. Спросишь бывало: "Где вы это слышали?" - "На бульваре", - торжественно отвечал вестовщик, - и все сомнения исчезали. Это предвкушение электрических телеграфов господствовало во время войны 1813 и 1814 годов" .
В центре променада был устроен павильон, о котором в 1813 году писала газета "Санкт-Петербургские ведомости". Оно сообщала, что хозяева: "...имеют честь уведомить почтенную публику, что оное заведение открыто 10 августа. В оном будут лучшие разного рода прохладительные напитки, конфеты, а равно и готовые завтраки и отборные вина. Они уведомляют также, что сей дом построен весьма покойным и приятным образом, как для зимы, так и для других времён года. В оном находиться будут как журналы, в столицах находящиеся, так и иностранные газеты, сколько обстоятельства дозволяют держать оные..."
В 1817 году земляной вал и ров вокруг Адмиралтейства ликвидировали. На их месте было решено устроить новый бульвар. Образовавшаяся площадь вдоль главного фасада верфи была названа Адмиралтейской. Проект бульвара составил архитектор Л. Руска, осуществление проекта было поручено садовнику У. Гульду.
Бульвар длиной в 1200 метров был открыт в 1819 году. Он проходил вдоль южной стороны Адмиралтейства, огибал его с восточной стороны достигая Невы. Променад представлял из себя три ряда лип с кустами сирени, калины и жимолости. Позже здесь посадили рябины и дубы. Бульвар оградили деревянными перилами, у входа установили вертушки-турникеты. Освещение осуществлялось 50 масляными фонарями. Архитектором В. П. Стасовым здесь был построен Кофейный домик. Стояли вдоль бульвара и киоски, где продавали лимонад, мороженое. Здесь гулял герой романа "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе.
В 1820 году бульвар передвинули ещё ближе к зданию Адмиралтейства, его новую разбивку осуществил садовод Ф. Лямин. Кофейный домик перенесли на Каменный остров. В 1824 году восточная часть бульвара была продлена до гранитного спуска к Неве. В середине следующего десятилетия участок променада вдоль Зимнего дворца был срыт, на его месте появилась улица.
В 1833 году на бульваре появились две статуи: "Геракл Фарнезский", копия с оригинала древнегреческого скульптора Гликона, и "Флора Фарнезская", копия с античной статуи III века до н. э. Перенесли их сюда из Таврического дворца. Геракла установили ближе к строящемуся Исаакиевскому собору, а Флору со стороны Зимнего дворца.
Территория за оградой бульвара стала использоваться как место для народных гуляний. По праздникам здесь, на Адмиралтейской площади, продолжали устраивать аттракционы. Зимой на ней заливали катки, устанавливали катальные горы. Аттракционы на Адмиралтейской площади оказались запечатлены на рисунках многих петербургских художников.
В середине XIX века всё пространство трёх площадей (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской) составляло единый архитектурный ансамбль. Фасады домов №6/2 и 12 на Адмиралтейском проспекте содержали колоннады по третьему и четвёртому этажу, что объединяло их с фасадом здания Главного штаба.
К 200-летию Петра I городская дума приняла решение устроить здесь городской сад. Эта идея принадлежала президенту Русского общества садоводства адмиралу Самуилу Алексеевичу Грейгу. Многие годы он наблюдал Адмиралтейскую площадь из окон своего кабинета. Это часто пустынное и пыльное пространство Грейгу не нравилось, поэтому он и предложил его озеленить. Воплощение этой идеи доверили петербургскому ботанику Эдуарду Людвиговичу Регелю, основателю того же Русского общества садоводства.
Работы по разбивке сада начались 3 июля 1872 года. На площади в 17  сажен было посажено 320 деревьев и 12 640 кустарников, громадное количество трав и цветов. Рядом с большинством деревьев установили таблички с их названием на русском языке и латыни. Бывший гласис был засажен берёзой, елью, тополем, дубом, липой, каштаном, ясенем и клёном. Между памятником Петру I и Адмиралтейством насыпали невысокий холм, который засадили альпийскими растениями. Их также снабдили табличками. Для отдыха установили 150 скамеек.
Открытие нового сада состоялось 8 июля 1874 года [2, с. 160]. Александр II посадил здесь дуб, который растёт здесь и сейчас напротив Исаакиевского собора. Сад был назван Александровским в честь императора Александра II, повелевшего дать ему своё имя. В народе же это место стало именоваться "Сашкин сад". Журнал зодчий описал церемонию открытия сада:
"В 10 часов утра был отслужен духовенством Адмиралтейской домовой церкви молебен с водоосвящением. С 11 часов участвовавшие в устройстве сада с их семействами, некоторые члены Городской управы и немногочисленная публика, допущенная за решётку сада по особым билетам, а также громадное количество публики, окружившей сад, с нетерпением стали ожидать прибытия Государя Императора. В 11,5 часов к воротам сада, что против Гороховой и главных ворот Адмиралтейства, изволил подъехать Его Величество. Его Величество с Его Императорским Высочеством генерал-адмиралом изволил пройти до газона, находящегося против северного портала Исаакиевского собора, где были приготовлены для посадки молодые дубки. Здесь Государь Император собственноручно изволил посадить одно дубовое деревцо, другое было посажено Великим Князем Константином Николаевичем. Затем Его Величество изволил подняться на холм, насыпанный близ набережной Невы, между Адмиралтейством и памятником Петру Великому, откуда бросил взгляд на общий вид нового сада, находящегося против Сената, изволил сесть в коляску и отправиться к пристани императорских яхт у Николаевского моста для следования в Кронштадт. Вслед за отъездом августейших особ генерал-адьютант Грейг объявил присутствующим, что Государь Император, снисходя на ходатайство Императорского Российского общества садоводства, всемилостивейше соизволил назвать вновь устроенный сад августейшим именем своим. Поэтому сад будет называться АЛЕКСАНДРОВСКИМ"
Первоначально планировалось разместить в Александровском саду три фонтана, установить каждый из них в створе трёх лучей-улиц отходящих от Адмиралтейства. Но в итоге был поставлен только один. Его первый проект (авторства Киприана Годебского) не устроил Городскую думу, так как он предусматривал создание здесь 18-метровой скульптурной группы, заслонившей бы собой фасад Адмиралтейства. Новый проект разрабатывал специалист по гидротехническому и промышленному строительству, автору центральной городской водопроводной станции, архитектору Городской управы Ивану Александровичу Мерцу. Его проект был утверждён 25 августа 1875 года. Но в следующем году Мерц скончался.
Работы по сооружению фонтана были поручены архитектору Городской управы Александру Романовичу Гешвенда. На основе работы Мерца он составил новые чертежи. Работы по строительству фонтана начались в 1876 году. Его пробный пуск состоялся 1 октября 1879 года, а торжественная церемония 13 октября. Гранитная чаша этого фонтана стала самой большой в Петербурге. Её диаметр составляет 24,6 метра, струя воды бъёт из центра фонтана на 28 метров. В 2000-х годах его "обогнали" чаши фонтанных комплексов на Московской площади, и у Финляндского вокзала.


Ботанический сад

Описание

Ботанический сад расположен в северо-восточной части Аптекарского острова.
В 1712 году из Москвы в Санкт-Петербург перевели Аптекарский приказ. Разместили его на Вороньем острове, который с 1713 года стал именоваться Аптекарским. В 1714 году в юго-восточной части был разбит огород, где выращивали лекарственные травы для нужд армии и флота. В это же время здесь находилось иноверческое кладбище, которое часто подвергалось нападениям вандалов.
В 1719 году рядом с огородом построили "Инструментальную избу", где изготавливали медицинские инструменты. На острове возникла Аптекарская слобода. Здесь селились только служащие Медицинской канцелярии, учреждённой в 1721 году вместо Аптекарского приказа. Без разрешения начальника канцелярии запрещалось покидать слободу и заключать браки.
В 1726 году Аптекарский остров посетил французский путешественник Обри де ла Мотре. Он писал:
"Медицинский сад богат не только теми растениями, какие можно найти и какие известны в западной, восточной и южной частях Европы, но даже растущими в более северных её частях, открытыми благодаря поощрению, содействию, какие оказывал Пётр I приглашённым и способным ботаникам; также ещё и растениями с наиболее отдалённых берегов Азии, Персии и Китая; они, в том числе названные последними, чувствуют себя словно в своём естественном климате. Ананасы растут здесь до созревания, их снимают и подают на стол. Об этом участке и том месте, где стоят пивоварни и склады, я должен сказать, что они менее всего обижены природой, а кроме того, являются самыми высокими местами в окрестностях Петербурга и, следовательно, наименее подвержены наводнениям. В нижней части этого сада, к юго-западу, находится аптекарский дом, дающий имя острову; это довольно хорошее здание, в нём хранится множество всевозможных лекарств... Остров настолько велик, что даже обширный сад занимает не более чем его маленький уголок".
Кроме Аптекарской слободы на острове находилось место для выпаса скота. Здесь же проходили казни.
В 1735 году руководство Медицинским садом поручили немецкому ботанику И. Сигизбеку. При нём здесь начали проводиться научные исследования, подготовка фармацевтов. Был составлен каталог растений Медицинского сада. Елизавета Петровна Сигизбека уволила, при ней огороды стали работать на нужды придворной кухни. На царский стол отсюда поставлялись свежие фрукты. Научные исследования в это время стали проводиться в Ботаническом саду, находящемся на 2-й линии Васильевского острова.
После преобразования в 1865 году Медицинской канцелярии в Медицинскую коллегию, директором сада стал ботаник И. Фальк. В саду появилось Ботаническое отделение. В 1798 году сад передали в ведение только что созданной Медико-хирургической академии. Директором сада становился профессор академии, читавший курс ботаники. В этот период садовое хозяйство находилось в упадке из-за недофинансирования.
В 1823 году сад преобразовали в Императорский Ботанический, в 1830 году его подчинили Министерству императорского двора. С этого времени здесь перестали готовить лекарства, сад стал научно-исследовательским центром. Улучшилось финансирование, началось новое строительство. По проекту И. И. Шарлеманя здесь построили дом садовника и дом главного ботаника. Им же была проведена перепланировка. В северной части территории вырыли круглый пруд, у которого насыпали холм. На холме установили беседку, внутри - ледники и помещение для хранения инвентаря.
Ботанический сад обладал крупнейшей в мире коллекцией растений. В 1836 году их насчитывалось около 15 000. Филиал сада существовал в Рио-де-Жанейро. В 1847 году построено здание Ботанического музея, в 1849 году - Пальмовая оранжерея. В 1855 году здесь по проекту А. И. Руска построили здание Библиотеки и Гербария.


Воронихинский сквер

Описание

Воронихинский сквер располагается вдоль Казанской улицы напротив главного входа в Казанский собор. Это пространство было задумало автором собора Андреем Никифоровичем Воронихиным как площадь перед входом в храм, откуда было бы лучше наблюдать западный портик здания. В 1805 году от зодчего поступило соответствующее предложение. Императрица Мария Фёдоровна согласилась уступить для этого часть сада Воспитательного дома, состоявшего под её управлением.
В 1811-1812 годах была сооружена обрамляющая площадь ограда. Её дуга (длиной 153 метра) оградила площадь от сада Воспитательного дома. Решётка была изготовлена на заводе Ч. Берда.
Сквер на месте площади был организован в 1865 году. В это время в Санкт-Петербурге проводилась работа по ликвидации пустых участков в центре города. Создание здесь, на одном из таких участков, сквера вошло в общий план. Сквер был спроектирован академиком архитектуры Г. Х. Штегеманом и И. Альвардтом. На месте площади появились газоны, прямые и извилистые дорожки. Сквер получил среди петербуржцев два названия: Воронихинский и Казанский.
Воронихинский сквер не получил большой популярности у горожан. К конце XIX века он был для большей пользы частично застроен. Участки на его территории были арендованы садоводством, магазином и фотографическим заведением. Ограда оказалась повреждена, закрыта от обзора теплицами. В конце концов её попросту заколотили досками и железными листами.
В середине 1930-х годов Воронихинский (Казанский) сквер был благоустроен. Его расчистили, освободив от всех строений. С Пулковского шоссе сюда перенесли гранитный фонтан-водопой, созданный в 1809 году Тома де Томоном.


Парк Екатерингоф
http://sa.uploads.ru/OGpqP.jpg

Описание

Эта местность на берегу Екатерингофки (в то время Чёрной речки) впервые вошла в историю, когда здесь 7 мая 1703 года перед нападением на два шведских корабля сидели в засаде гвардейцы-десантники во главе с Петром I и Александром Меншиковым. То нападение обернулось первой морской победой Петра, что он не мог не отметить. Весной 1711 года он повелел Ж. Б. Леблону строить неподалёку от Чёрной речки деревянное строение и рыть к нему канал. Садовнику Д. Брокету было поручено устроить вокруг здания сад.
Созданная здесь усадьба стала подарком Петра I своей жене Екатерине по случаю их свадьбы. Имение получило название "Екатерингоф", то есть "двор Екатерины". От Петергофской дороги сюда вела прямая просека, то есть попасть в Екатерингоф можно было не только по морю, но и по суше.
Летом Екатерина жила здесь вместе с дочерьми Анной и Елизаветой. В сентябре 1714 года здесь она родила ещё одну дочь - Маргариту (вскоре скончавшуюся). Для Анны и Елизаветы Пётр I повелел строить отдельные дворцы, таким образом в парке появились Анненгоф и Елизаветгоф. Кроме жилых строений в Екатерингофе находились хозяйственный двор, крупяные и маслобойные мельницы. Рядом располагались Шпалерная мануфактура и Бумажная фабрика.
Екатерингоф, также как и Санкт-Петербург, страдал от наводнений. После одного из самых разрушительных, в 1715 году Пётр I приказал Леблону соорудить бассейны для понижения уровня воды. Таким образом, около подъездного канала появились два круглых пруда. Однако от действия наводнений они не спасали. Как следствие, царская семья стала бывать в Екатерингофе всё реже. Регулярными оставались лишь посещения усадьбы в первые майские дни, в память о первой морской победе царя.
После смерти Петра I Екатерина I здесь не бывала. Усадьба пришла в запустение. Императрица Анна Иоанновна наведывалась в Екатерингоф для охоты, собиралась устроить здесь соответствующий парк. Но сделать задуманное не успела.
Елизавета Петровна, помня проведённые в Екатерингофе детские дни, решила возродить усадьбу. В 1747-1750-х годах под руководством Г. ван Болеса и его помощника Ивана Сляднева дворец был расширен за счёт пристройки к нему боковых флигелей. По обе стороны от дворца на берегу гавани также построили два новых корпуса. Для этого были использованы части разобранного в Летнем саду Летнего дворца Анны Иоанновны. Главный корпус дворца с этими флигелями соединялся открытой террасой с балюстрадой. Вокруг зданий благоустроили сад, канал и пруды вычистили. Пруды приняли прямоугольную форму, их оградили деревянной решёткой.
В Анненгофе был отремонтирован дворец, к существовавшему корпусу пристроили новый, также использовав разобранный дворец Анны Иоанновны. Елизаветгоф, пострадавший от наводнения 1752 года, прекратил своё существование.
По повелению Елизаветы Петровны в Екатерингофе было организовано образцовое молочное хозяйство. Здесь построили скотный двор, телятник и погреба. На прилегающих лугах пасли коров.
Елизавета Петровна возродила традицию посещения царской семьёй Екатерингофа в первые майские дни. Смысл празднования первой морской победы вскоре был забыт, отмечали просто приход весны и начала лета. С 1755 года Екатерингоф по четвергам и воскресеньям могли посещать горожане. Пускали сюда не всех, но с того времени парк стал одним из популярных мест отдыха в Санкт-Петербурге.
При Екатерине II традиция майских гуляний в Екатерингофе сохранилась. В 1762 году по её указу архитектором А. Вистом была построена каменная ограда с решёткой вокруг дубов, посаженных Петром I в 1715 году. Вместо убыточной молочной фермы здесь организовали фруктовый сад и овощные огороды. В начале 1770-х годов вдоль подъездного канала посадили деревья.
В 1764 году Анненгоф был сдан в аренду итальянцу Локателли. Во дворце им устраивались маскарады, обеды и оперы. В 1766 году это заведение посещал Казанова.
Интерес Екатерины II к Екатерингофу постепенно угасал. В 1779 году были разобраны флигели по бокам подъездного канала. Усадьба снова стала приходить в упадок. На её территории часто устраивали дуэли. Участником одной из них, в качестве секунданта, был поэт Г. Р. Державин.
Павлом I Екатерингоф был подарен своей любовнице А. П. Гагариной. Майские праздники император повелел горожанам встречать на Невском проспекте. Однако после смерти Павла I народные гуляния в парке возобновились. Александр I отдал Екатерингоф в ведение городских властей.
В 1823 году генерал-губернатор М. А. Милорадович предоставил императору проект благоустройства парка. Намерения устроить здесь увеселительный сад Александром I были одобрены. Садовые работы поручили И. Бушу, постройку павильонов - О. Монферрану. Дворец реконструировался по проекту М. А. Овсянникова. Обновлённый парк был открыт 1 мая 1825 года. Границы парка были расширены, его общая площадь оставила 37 гектар. Границы Екатерингофа обозначили реки Екатерингофка и Таракановка, а также Бумажный канал. По территории сада провели Екатерингофскую (ныне Лифляндскую) улицу. Эта улица возникла на месте дороги в Калинкину деревню на берегу Фонтанки. Дорога отделила старую часть парка от вновь обустроенной. В дворце открыли музей эпохи Петра I. Таким образом, здесь открылся первый в России дворец-музей. Коллекции включали в себя личные вещи Петра, мебель, предметы быта, редкие книги о императоре. С 1826 года Екатерингоф вновь приняло придворное ведомство.
Рядом с Молвинским мостом была установлена колонна из красного гранита. Её создал О. Монферран. Образ колонны очень схож с Александринской колонной, таким образом её считают прототипом памятника на Дворцовой площади.
Через подъездной канал был построен висячий мост. С него открывался вид на Гутуевский остров, на котором были построены хижины рыбаков в стиле итальянских сельских строений. Пруды вокруг канала расчистили, придали им полуциркульные очертания. Дренажные каналы рядом с прудами превратились в кольцевидные каналы. В юго-западной части Екатерингофа было построено деревянное здание Фермы.
В восточной части сада вырыли пруд неправильной формы. Вокруг него устроили дорожку для конных прогулок. В обоих частях парка построили ряд павильонов для увеселительных заведений. В одном из этих павильонов находился портрет поэта Хвостова. Что Хвостова, что Милорадовича недолюбливал А. С. Пушкин. Не был великий русский поэт и поклонником Екатерингофа. В результате Пушкиным была написана эпиграмма "Надпись к воротам Екатерингофа":
Хвостовым некогда воспетая дыра!
Провозглашаешь ты природы русской скупость,
Самодержавие Петра
И Милорадовича глупость.

Главным событием в Екатерингофе оставались майские гуляния. Но не оставался пуст парк и зимой. Здесь устраивались ледяные горы, катки, катания на санях. Многолюдно в Екатерингофе было во время отмечания Троицы.
В 1848 году из Екатерингофского дворца вывезли экспонаты музея. Их передали Петровской галереи Зимнего дворца. Со временем гуляния в Екатерингофе потеряли свою популярность. С 1860-х годов уход за садом стал ослабевать. Ферму с 1866 года сдавали в аренду, а затем приспособили под больницу. Павильоны О. Монферрана были разобраны или сгорели. К концу XIX, когда эта местность стала промышленной окраиной Санкт-Петербурга, здесь отдыхала не столичная знать, а рабочие. Их досугом занималось Попечительство народной трезвости и революционеры. Последний экспонаты из дворца вывезли в 1903 году в Летний сад, после чего его закрыли для посетителей.


Летний сад

Описание

Со второй половины XVIII века Летний сад стал приобретать пейзажные черты. Менялась мода, согласно которой деревья перестали обрезать, закрывались оранжереи, исчезали фонтаны.
21 сентября 1777 года наводнением Летнему саду был нанесён значительный ущерб. Оказалась разрушена фонтанная система, повреждены многие скульптуры, сломаны деревья. В процессе реконструкции Летнего сада фонтаны было решено не восстанавливать. Многие постройки также не были восстановлены, среди них Лабиринт и Грот. Овальный пруд и поперечный канал были засыпаны. Грот стали использовать как склад для разбитых скульптур и садового инвентаря.
В 1798-1799 годах на берегу Лебяжьего канала по проекту Г. П. Пильникова была устроена видовая терасса. В 1820-х годах вокруг неё установили парапет.
Наводнение 1824 года таже нанесло Летнему саду большой урон. Окончательно разрушился Грот, на месте которого по проекту К. Росси был построен Кофейный домик. Росси сохранил стены и план старого Грота при его перестройке в павильон. Установленные на стенах барельефы были выполнены по эскизам скульптора В. И. Демут-Малиновского. Росси также добавил к пристани Летнего сада на Лебяжьей канавке большие античные курильницы, которые отлили из чугуна по рисунку архитектора.
До революции в Кофейном домике работала кондитерская итальянца Джузеппе Пьяццо.
Большой вклад в образ Летнего сада внёс архитектор Людовик Шарлемань. В 1827 году по его проекту был построен деревянный павильон "Чайный домик". Им же годом ранее была сооружена ограда со стороны Мойки, а в 1830 году Шарлемань установил завершающие веерные дополнения к ограде Летнего сада. 12 апреля 1827 года газета "Северная пчела" писала:
"Летний сад обновлён самым приятным и удобным образом. Грунт поднят для уничтожения сырости и изглаживания рытвин, произведённых наводнением. Дороги во всех аллеях наново вымощены; пруд очищен, и в большом каменном гроте устроен кофейный дом, убранный великолепно. Кругом сада устроена новая аллея, по которой ездят верхом и в кабриолетах."
Николаем I Летний сад был открыт для гуляния только "всем военным и прилично одетым, простому же народу, как-то мужикам, проходить через сад ... вообще запретить". Вход в Летний сад был платным, цены на услуги устанавливались достаточно высокими.
Летний сад был любимым местом многих известных людей. Здесь отдыхали В. А. Жуковский, П. И. Чайковский, И. А. Гончаров, М. П. Мусоргский, И. А. Крылов, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, Т. Г. Шевченко. В 1833 году недалеко от Летнего сада поселился Александр Сергеевич Пушкин. В саду он гулял и встречался с друзьями. Пушкин писал своей жене:
"Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома."
В 1830-е годы появилась традиция - устраивать в Летнем саду смотр невест. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века.
10 сентября 1839 года в Летнем саду была установлена ваза из розового порфира, высотой 4,85 метров. Эту вазу подарил шведский король Карл XI императору Николаю I. Вазу выполнили мастера из города Эльфдалена, потому её назвали вазой из эльфдальского порфира. Она искусно собрана из пяти отдельных частей так, что выглядит единым целым.
12 мая 1855 года рядом с Чайным домиком был торжественно открыт памятник И. А. Крылову. Его автор - Пётр Карлович Клодт. Памятник планировалось установить перед Публичной библиотекой или Академией наук, однако Николай I не одобрил данное местоположение скульптуры. В итоге памятник оказался в Летнем саду.
4 апреля 1866 года во время утренней прогулки по Летнему саду на императора Александра II было совершено покушение. Террорист Дмитрий Каракозов стрелял почти в упор, однако оказавшийся рядом костромской мещанин Осип Комиссаров вовремя оттолкнул руку стрелявшего. В память о спасении Александра II на месте проишествия в 1866-1868 годах в ограду Летнего сада была встроена часовня по проекту Р. А. Кузьмина. Сначала она была деревянной, через год стала мраморной. На её стене висела мраморная доска с надписью: "Не прикасайся к помазаннику моему".
В начале XX века стали появляться планы реконструкции Летнего сада. Появились идеи засыпать Лебяжий канал, устроить в Летнем саде скетинг-ринг. Однако Министерство императорского двора, в ведении которого находился Летний сад, отказалось от таких преобразований.


Лопухинский сад

Описание

Участок между Каменноостровским проспектом, улицей Академика Павлова и Малой Невкой занят Лопухинским садом.
С 1705 года на этой территории располагались укрепления русских войск, здесь шли их бои со шведами. В 1717 году земля была отдана под дачу князю М. П. Гагарину, через четыре года казнённому за взятки.
Далее эта земля долгое время оставалась нетронутой. По приказу Петра I здесь располагался Аптекарский огород, где посторонним людям поселяться запрещалось.
С 1798 года Каменный остров становится летней резиденцией царского двора. Его окрестности раздают под дачи петербургской знати. Участок от Малой Невки до современной улицы Чапыгина достался адмиралу Кушелеву-Безбородко, а в начале XIX века - князю П. В. Лопухину. Позднее улица, проходившая через дачу Лопухина стала также называться Лопухинской (ныне улица Академика Павлова).
Далее дача принадлежала председателю Государственного совета В. П. Кочубею, затем главе Санкт-Петербургской лесной биржи Василию Федуловичу Громову. Именно для Громова архитектор Г. И. Винтергальтер построил здесь двухэтажный загородный дачный дом. А. М. Горностаев возвёл несколько оранжерей. Перепланировкой парка и сада занимался Е. В. Одинцов, позже назначенный главным садовником Санкт-Петербурга. Здесь были устроены фонтаны, беседки, гроты, висячие мостики над прудами и протоками. Особенно интересен был "кавказский" мостик. Из трёх мостов ныне сохранилось два. У пруда была выложена каменная терраса с лестницей.
В 1849 году по проекту Левино ближе к проспекту была построена "Вилла Монплезир". На берегу пруда появился павильон для музыкантов.
После смерти Громова участок менял своих владельцев, но оставался в прежних границах. В 1926 году саду дали имя Ф. Э. Дзержинского, 8 сентября 1930 года ему здесь был установлен памятник. В бывшей даче открылся клуб с рестораном и лодочной станцией. С 1940 года в бывшей оранжерее открылся Дом пионеров и школьников Петроградского района, а дом Громова был занят телецентром. В 1949 году восточный участок был передан водно-моторной базе. В 1950-х годах гроты были разобраны из-за их ветхости.
В 1991 году сад снова стал называться Лопухинским. В 1993 году демонтировали памятник Ф. Э. Дзержинскому. В начале 1990-х годов по проекту Л. А. Хангу проводилась реставрация пейзажной планировки сада, ремонт террасы, гранитных спусков и ограды.


Михайловский сад

Описание

ны. На том месте, где сейчас находится павильон Росси, был построен небольшой деревянный дворец, названный "Золотыми хоромами". При дворце был разбит сад, который простирался между реками Кривушей и Ериком (каналом Грибоедова и Фонтанкой) почти до Большой першпективы (Невского проспекта).
Золотые хоромы так были названы не случайно. Их черепичную крышу украшал высокий золотой шпиль. Стены некоторых комнат во всю высоту были оклеены кусками позолоченной кожи.
Сад при Золотых хоромах именовался Царицыным, или садом Её Величества. Окончательно же за садом закрепилось название Третий Летний сад. Для этого сада из Московской, Псковской и Новгородской губерний были привезены по 50 соловьёв. Здесь росли фруктовые деревья и ягодные кусты. Южнее дворца были вырыты пять прямоугольных прудов, в которых разводили рыбу. Восточнее Золотых хором располагались "фряжские итальянские погреба" с заморскими винами и другими съестными припасами для царского стола. 11 июля 1721 года камер-юнкер Берхгольц писал в своём дневнике о Третьем Летнем саде:
"Сад разведён недавно, и поэтому в нём ничего ещё нет, кроме уже довольно больших фруктовых деревьев. Здесь же вырыты пять рядом расположенных прудов для содержания живой рыбы, привозимой к царскому столу. По распоряжению царицы в оранжереях и парниках садовник Эклибан успешно выращивал бананы и ананасы"
Аллеи Третьего Летнего сада вели к хозяйственным постройкам, конюшням, амбарам и домам прислуги. На берегу Мойки и Фонтанки Екатерина I приказала устроить дорожки для пеших прогулок. Во Второй Летний сад царица попадала по наплавному мостику.
В 1718 году для ухода за садом Петром I был приглашён ганноверский садовник Гаспар Фохт. Он работал не только в Третьем Летнем, но и в Первом, Втором Летних и Аптекарском садах.
При правлении императрицы Анны Иоанновны Третий Летний сад был переделан согласно её вкусам. Огород и фруктовый сад были перенесены на восточный берег Фонтанки. На освободившемся участке планировалось устроить "ягд-гартен" - полигон для стрельбы по диким животным.
24 июня 1741 года на месте, где сейчас находится Михайловский замок, архитектор Ф. Б. Растрелли начал строить Летний дворец. В 1745 году в нём поселилась императрица Елизавета Петровна. Территория современного Михайловского сада была перепланирована. Сад получил регулярную планировку. Деревья подстригли в формы геометрических фигур, на аллеях расставили скульптуры, вырыли фигурные пруды, устроили цветники, клумбы и павильоны. На берегу Мойки построили императорскую баню. В центре сада находились качели, карусели, горки для катания.
В 1768 году по повелению Екатерины II "Золотые хоромы" разобрали.
В 1817 году Карл Росси начал работу по строительству Михайловского дворца. В план входила перепланировка всей окружающей его территории. По построенному к 1825 году дворцу бывший Третий Летний сад получил новое имя - Михайловский сад.
Благоустройством Михайловского сада в 1822-1825 годах занимались архитектор А. А. Менелас, художник Иванов и садовник Шуман. При сохранении элементов регулярной планировки саду был придан пейзажный характер. У северного фасада дворца был устроен английский луг, при этом засыпали прямоугольные пруды.
На месте "Золотых хором" Карлом Росси был спроектирован павильон-пристань, что было ему велено сделать в 1823 году. Первоначально архитектор хотел поставить на берегу Мойки два павильона. Но в итоге он оставил только один, чем нарушил симметрию композиции. Автор книги "Великие зодчие Санкт-Петербурга" Юрий Овсянников пишет, что это было сделано ради нахождения единственной пристани на одной линии с памятником А. В. Суворову. Но разве это помешало бы установить второй павильон западнее первого?
Ограда пристани были изготовлена по рисунку Карла Росси на Александровском чугунолитейном заводе.
Сохранилось описание убранства двух кабинетов павильона-пристани. В одном "по потолку расписаны лимонного цвета фигуры и арабески. Арки над дверью, окнами и зеркалами расписаны под лепную работу... Стены выкрашены жёлтой краской... Мебель красного дерева... обивка голубого ситца с жёлтыми цветами". В другом стены зелёные, "потолок расписан зелёного цвета фигурами и арабесками, мебель красного дерева покрыта зелёным с жёлтыми цветами ситцем".
К 1830 году вдоль Михайловского сада была продлена Садовая улица, от которой его оградили художественной оградой.
Хозяйкой сада, как и дворца, стала жена великого князя Михаила Павловича великая княгиня Елена Павловна. Великокняжеская чета устраивала здесь конные прогулки, отмечала памятные даты и праздники. Михайловский сад среди горожан получил неофициальное название - сад Елены Павловны. Сохранилось описание одного из увеселительных мероприятий в Михайловском саду:
"В 1839 году во время бала сад и дворец превратили в своеобразную выставку петербургского садоводства. К балу были свезены все цветы из павловских и ораниенбаумских оранжерей на двухстах возах и к пристани Михайловского сада. Всё во дворце цвело и благоухало, а такого обилия редких и многоцветных растений не случалось видеть... Из сада сияла фантастическая иллюминация, с чудным видом на Марсово поле и Неву"


Полежаевский парк

Описание

На территории Полежаевского парка протекает речка Дудергофка, чьё русло продолжено Дудергофским каналом. Первое название реки - Лиговка. Именно отсюда в 1710х-1720х годах был прорыт Лиговский канал для снабжения водой фонтанов Летнего сада. Однако выполнять своё предназначение канал оказался неспособен.
Близ речки располагалась деревня Лигово. В 1765 году Екатерина II пожаловала её вместе с другими соседними деревнями графу Григорию Григорьевичу Орлову. В версте от Петергофской дороги по проекту, вероятнее всего, Ж. Б. Валлен-Деламота для графа был построен усадебный дом. Плотиной перекрыли течение Лиговки, таким образом устроив запруду - Зеркальный пруд. Около дома в пруде насыпали остров, где устроили туфовый грот. Заболоченную землю у Петергофской дороги осушили каналами.
Лиговский дом представлял из себя двухэтажный особняк с четырёхколонным портиком в центре главного фасада и восьмигранным бельведером.
В 1783 году по завещанию графа имение перешло его побочной дочери Наталье Алексеевне, далее - сыну Натальи Алексеевны и генерала Фёдора Фёдоровича Буксгевдена. В 1798 году Малое Лигово (дача с парком и прудом у пересечения Петергофской и Красноселькой (проспект Маршала Жукова) дорог выкупил П. А. Шепелев. В 1840 году Пётр Фёдорович продал Лигово графу Григорию Григорьевичу Кушелеву. Графом было выкуплено и Малое Лигово.
В 1850х годах по территории имения проложили железнодорожную ветку в сторону Петергофа.
Кушелев активно благоустраивал имение и перестраивал усадьбу. Для этого им был приглашён архитектор А. И. Штакеншнейдер. С западной стороны был разбит английский пейзажный парк, проведена сеть аллей, устроены видовые горки и пруды. Дом был соединён крытым переходом с кухней. С севера от дома были организованы фруктовый сад и оранжерея, конюшни, птичий и скотный дворы. Это хозяйство стало образцово-показательным. Сюда специально приезжали учиться вести приусадебное хозяйство, знакомиться с новой техникой.
В 1874 году владельцем имения стал купец Павел Григорьевич Куриков. Он стал распродавать его по частям. 78 десятин с усадьбой приобрёл банкир Константин Матвеевич Полежаев. В 1909 году его сыном вдоль железной дороги был устроен дачный посёлок.


Румянцевский сад

Описание

В начале XVIII века здесь, рядом с усадьбой А. Д. Меншикова, находился Меншиковский рынок. Позже, при строительстве здания Академии художеств, на этом месте была расположена строительная площадка. В конце XVIII это место являлось парадным плацем Кадетского корпуса, размещавшегося во дворце Меншикова. В 1818 году по проекту К. Росси в его центр с Марсова поля был перенесён обелиск "Румянцева победам".
В 1866-1867 годах на средства купца С. Ф. Соловьёва на месте пыльного плаца был разбит сад. Сам купец жил в доме №1/3 по 2-й линии, депутатами городской думы предлагалось назвать сад его именем. Но городские власти решили по своему, с тех пор сад носит имя графа Румянцева-Задунайского. Среди же местных жителей существует и неофициальное название - Соловьёвский сад. Имя купца было увековечено в названии начинавшегося здесь переулка, современной улицы Репина.


Таврический сад

Описание

Таврический сад возник как сад при Таврическом дворце, построенном в 1783-1789 годах. Этот ансамбль стал одним из памятников победы России в войнах конца XVIII века. Его хозяином стал участник победоносных войн Г. А. Потёмкин. Дворец с садом были построены на личные средства Потёмкина, выкуплены казной и возвращены Екатериной II в качестве императорского подарка вместе с дарением титула светлейшего князя Таврического.
Один из современников создания Таврического сада писал:
"Однообразный рельеф участка быстро преображался. Ровную местность бороздили каналы; земля, вынутая из образовавшихся прудов, располагалась по берегам вокруг живописными холмами. Пруды и каналы оформлялись камнем, а холмы покрывались дерном. Извилистая сеть дорожек пересекала местность".
Первоначальной планировкой и разбивкой Таврического сада занимался английский садовод Вильям Гульд. На месте речки Саморойки в южной части Таврического сада было вырыто два пруда, связанных протоками. Пруды наполняли водой из Лиговского канала, в водоёмы пустили стерлядь. Из грунта, вынутого при сооружении прудов, были насыпаны видовые горки.
В южной части Большого пруда было создано два острова, один из них засадили деревьями. В северной части Большого острова насыпали высокий холм, откуда стал открыт вид на дворец. Большой остров стал соединён с берегом двумя мостами, один из которых создал механик Иван Кулибин. Этот мост был выполнен в 1793 году по модели не построенного деревянного моста через Неву в 1/10 натуральной величины.
Таврический сад был окружён палисадом из брёвен и рвом, через который вели деревянные мосты. Большинство деревьев посадили по краям участка, таким образом отгораживая его от городской застройки.
В 1794 году по проекту Ф. И. Волкова в Таврическом саде был построен Дом садового мастера (Потёмкинская ул., 2), другие служебные постройки, ограда и каменный подъездной мост. Также архитектором здесь были возведены оранжерея и теплицы, садовые мосты и скамейки. В оранжерее и теплицах выращивались арбузы, дыни, персики, абрикосы и ананасы. На берегу Большого пруда Волковым была построена беседка, названная "Адмиралтейством". В этой беседке хранились лодки для водных прогулки.
В конце XVIII века Шпалерную и Кирочную улицы соединили улицы Потёмкинская и Таврическая, ограничившие Таврический сад с востока и запада. Северная часть усадьбы стала ограничена Шпалерной улицей. В начале 1800х годов южная часть сада была ограничена казармами Преображенского полка с продлённой Кирочной улицей.
Сразу после создания Таврический сад был закрыт для публичного посещения. Так как он входил в ведение императорского двора, то содержался в отличном состоянии. В прудах Таврического сада плавали лебеди, по газонам бродили павлины. Прибывавших в Санкт-Петербург иностранных гостей сюда часто водили на прогулку. Персидский принц Хосров-Мирза в 1829 году подарил саду морского тюленя, которого выпустили в Большой пруд.
В 1804 году поэт Александр Измайлов писал:
Сад Таврический прекрасный!
Как люблю в тебе я быть
Хоть тоски моей ужасной
И не можешь истребить.
Только лишь одной природы
Ты имеешь красоты,
Просто всё в тебе: и воды,
И деревья, и цветы.

В 1815 году в Таврическом саду проходили испытания первого в России парохода "Елизавета". Этот пароход был сконструирован путём установки на обыкновенной лодке парового двигателя. В 1816 году был разобран мост Кулибина. В 1822 году архитектором Л. Шарлеманем вдоль Таврической улицы была сооружена ограда с каменными воротами. Она отделила участок, примыкавший к апартаментам хозяев усадьбы, называемый "Государевым двориком". В 1861 году газета "Северная пчела" писала:
"По Высочайшему повелению с 24-го сего июля Таврический сад, за исключением оранжереи и фруктового сада, открыт для общественного гуляния... Вход в сад назначен с Таврической улицы, через так называемый Государев дворик".
Таким образом Таврический сад стал общедоступным. В беседке "Адмиралтейство" купцами Сольвьёвым и Макаровым был организован ресторан. В 1875 году вместо сгоревшей беседки был построен двухэтажный павильон. Зимой в Таврическом саду петербуржцы катались на коньках и ледяных горах.
В Таврическом саде работали различные общественные организации. Среди них: Общество физического развития детей, Дамское благотворительное общество, Кавалерийская школа.


Центральный Парк Культуры и Отдыха (Елагин остров)

Описание

На первых петербургских картах территория современного Центрального Парка Культуры и Отдыха именовалась Мишиным островом. Одна из городских легенд говорит о том, что отряд петровских солдат искал здесь шведов, а встретил медведя. Потому остров и имел такое название. Первым владельцем острова стал дипломат П. П. Шафиров, после него - генерал-прокурор П. Я. Ягужинский. При Екатерине II островом владел сенатор А. П. Мельгунов. Им здесь был разбит парк и построен дом. После назначения Мельгунова в 1777 году ярославским генерал-губернатором он продал имение Г. А. Потёмкину за 9 000 рублей. Потёмкин же быстро перепродал его директору придворного театра И. П. Елагину
Именно при Елагине здесь был построен каменный дворец со служебными корпусами, оранжереи, павильоны и беседки. Для защиты от наводнений здесь были выкопаны пруды и каналы, вдоль берегов насыпали валы в два метра высотой. Сад Елагиным был сделан публичным, сюда мог пройти любой желающий. Остров получил новое имя - Елагин остров. Академик Георги свидетельствовал:
"По гостеприимству знаменитого хозяина весёлого острова можно почесть оный публичным садом, поелику всем хорошо одетым людям не воспрещается гулять во всё летнее время. Кроме того, всех приезжающих на прогулку, даже в отсутствие хозяина, дворецкий принимал и угощал, смотря по времени, обедом или ужином"
После смерти Елагина в 1796 году дворец несколько раз менял своих владельцев. В 1807 году его приобрёл граф Григорий Владимирович Орлов, племянник фаворита Екатерины II. Он мало обращал внимание на дворец, но внимательно следил за парком и оранжереей. В петербургских газетах сообщалось, что здесь у него созревал виноград. В 1816 году граф решил уехать в Италию и продать имение. Узнав об этом, император Александр I решил выкупить его для своей матери императрицы Марии Фёдоровны. Она тяготилась трёхчасовыми поездками в любимый Павловск. Поэтому император и решил подарить ей загородную усадьбу поближе к Петербургу. Купчую на владение Орлова оформили в 1817 году.
3 февраля 1818 года была создана комиссия для "перестройки дворца, построения вновь кухонного и конюшенного корпусов, переделки большой каменной оранжереи на Елагином острове... производства прочих работ". Руководить этими работами было поручено придворному зодчему Карлу Росси.
Согласно составленной Росси смете все работы по преобразованию Елагина острова должны были составить 1 587 632 рубля 40 копеек. Из них 990 878 рублей предназначалось для перестройки дворца. Александр I посчитал эту сумму слишком большой и повелел приступать к работам только при появлении в казне свободных сумм.
Для создания ансамбля на Елагином острове Росси пригласил скульпторов С. Пименова и В. Демут-Малиновского, помощников архитектора А. Комарова и М. Войлокова, мраморщиков П. Модерна и П. Трискорни, художников А. Виги, Б. Медичи, С. Тарасова, резчиков Н. Опарина и С. Никитина, обойщика И. Тимофеева, позументщика В. Гущина, столяров Тарасовых и других мастеров. Созданная архитектором команда впоследствии будет работать с ним и в других проектах - первый подобный случай в России.
Всю работу на Елагином острове Карл Росси разделил на три части. Сначала велась постройка дворца и отделка его интерьеров. Затем - строительство служебных флигелей, и только после - обустройство парка и строительство садовых павильонов. От бывшего дома Елагина при строительстве дворца оставили лишь прочные внешние стены. Работы в здании велись пять лет, до 1822 года.
Лестницу Елагиноостровского дворца украшают два льва - копии с античных статуй. Они были изготовлены в 1822 году мастером Антоном Фоминым на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе.
Елагиноостровский дворец иногда называют "дворцом дверей". Здесь нет двух одинаковых, хотя их очень много. Для симметрии Росси здесь были созданы и фальш-двери. Вся мебель, любая, даже самая мелкая деталь интерьера, создана по рисункам Росси.
Второй этаж Елагиноостровского дворца отдали придворным дамам. Здесь же устроили комнату императора на случай его приезда. Третий этаж под куполом заняла церковь.
Одновременно с дворцом Росси на Елагином острове были созданы гранитная пристань и павильон с флагштоком. Здесь поднимали императорский штандарт в дни пребывания императрицы. С севера от дворца был построен кухонный корпус. В его наружной стороне вместо окон выполнены ниши со статуями античных богов работы С. Пименова: Аполлон - бог искусства, Диана - богиня охоты, Церера - богиня плодородия, Флора - богиня весны и цветов, Афина - богиня мудрости, Юнона - жена Юпитера, жрицы и весталки. Для подачи блюд во дворец от кухонного корпуса был проложен специальный подземный ход.
К западу от кухонного корпуса были построены конюшни. В боковых крыльях хранились кареты а в полукружной его части размещались стояла лошадей.
Для Елагина острова Карл Росси создал проект парка в английском стиле. Согласно этим планам были выровнены берега.
Работа на Елагином острове - первый единый архитектурный ансамбль, созданный архитектором Карлом Росси.
Ансамбль Елагиноостровского дворца сразу же обратил на себя внимание современников его строительства. Печатались статьи с восторженными отзывами, сочинялись стихи:
Возможет ли поэзии резец
Изобразить Елагинский дворец,
Когда он месяца лучами освещённый
В кристалл Невы садится голубой...

В журнале "Литературные листки" в 1823 году было написано:
Елагин остров "в несколько лет, как будто волшебною силою, превращён в очаровательный замок, где Искусство и Природа соединили свои силы, чтобы под видом простоты представить всё своё богатство. Старый дом превращён дарованием архитектора Росси в храм вкуса и великолепия; запустелые рощи и лес принимают свой вид под руководством г. Буша; оренжереи устроены гораздо лучшим образом и обогащены новыми произрастаниями всякого рода, а перед дворцом разведён цветник, который невольно напоминает описание земного рая в Мильтоновой Поэме" [Цит. по 1, с. 445].
Ещё при жизни Марии Фёдоровны, в 1826 году императором Николаем I Елагин остров был открыт для публичного доступа. Каждое 1 июля здесь отмечался "народный праздник" - день рождения императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I. Этот обычай сохранялся вплоть до 1917 года. А парк на Елагином острове до сих пор является одним из любимых мест отдыха петербуржцев. Здесь располагается Центральный Парк Культуры и Отдыха им. Кирова.


Юсуповский сад

Описание

Этот участок земли на берегу Фонтанки был подарен Петром I в начале XVIII века князю Г. Д. Юсупову. Тогда владение князя ограничивалось рекой Фонтанкой и Садовой улицей, занимало часть современной Сенной площади. Сыном Г. Д. Юсупова Б. Г. Юсуповым здесь был основан регулярный сад с двумя прудами, каналами и цветниками. От особняка на берегу Фонтанки к Садовой улице была проложена аллея.
В 1790-х годах Н. Б. Юсупов заказал архитектору Д. Кваренги переустройство усадьбы. Зодчим был перестроен Юсуповский дворец и сад при нём. На территории площадью в 4 гектара вырыли большой пруд с четырьмя островами, насыпали холмы. Самый большой из холмов назвали Парнасом. У его подножия был построен грот и кирпичная арка. По территории Юсуповского сада были расставлены мраморная скульптура, беседки, клумбы. В водоёмы запустили золотых рыбок, на плавники некоторых из них надели золотые колечки с бриллиантами.
Имелись в Юсуповском саде и оранжереи. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" в июле 1801 года писала:
"В саду Его Сиятельства Князя Николая Борисовича Юсупова, состоящем в 3 Адмиралтейской части, в 3 квартале, имеются для продажи разные фрукты, как то: лучшие ананасы, дыни, арбузы, разных сортов смородина, фиги и шпанские вишни; желающие все сии фрукты купить оптом являться могут для условий... к садовнику Фёдору Нейгольцу".
По определённым дням и в определённое время хозяевами Юсуповский сад открывался для посещения публикой. Но просуществовала эта традиция не долго. Среди гуляющих стали появляться люди, которые охотились за золотыми рыбками, ломали кусты и деревья, рвали цветы и портили скамейки.
В 1810 году князь Юсупов разошёлся со своей женой, продал имение в казну. Юсуповский сад перешёл во владение Института корпуса инженеров путей сообщения. На части сада, примыкавшей к Обуховской улице (ныне Московский проспект), началось строительство учебных корпусов. Юсуповский сад потерял значительную часть площади, был засыпан один их рукавов пруда. В конце 1830-х годов от Садовой улицы сад был отгорожен художественной чугунной решёткой.
7 марта 1863 года по повелению Александра II часть Юсуповского сада была открыта для широкой публики. Для этой цели 2 гектара северной части территории были отделены от южной, прилегающей к особняку. В этой части находился пруд с двумя островами. Острова соединили между собой цепными мостами, с берегом - деревянным мостом. Построили лодочную станцию. Открытие общественной части Юсуповского сада состоялось 17 апреля 1863 года. В 1864 году в каждой из частей установили по фонтану.
Юсуповский сад был популярным местом прогулок жителей окрестных кварталов. Здесь запускали воздушные шары, работал тир. Зимой Юсуповский сад был закрыт. В 1865 году в зимнее время сад стал арендовать Яхт-клуб. Здесь устраивали ледяные горы и катки, строили крепости. Яхт-клуб проводил рождественские гуляния с катанием на санях и фейерверками.